ОСАГО без диагностики и отмена техосмотра в России: что происходит?

« Назад

ОСАГО без диагностики и отмена техосмотра в России: что происходит? 26.02.2021 18:54

Что случилось?

Несмотря на то, что 1 марта совсем не за горами, к реформе техосмотра готово далеко не всё. Вплоть до того, что до сих пор не принят ряд необходимых для вступления в силу поправок нормативных актов!

Напомним, что по новым правилам диагностиче­ская карта будет заполняться прямо в единой автомати­зиро­ванной информаци­онной системе техосмотра (ЕАИСТО). Туда же будут загружаться фото­графии машины на въезде на диагно­стику и на выезде с неё — с фиксацией времени и места проведения съёмки.

Но обновлённая ЕАИСТО ещё не введена в эксплуатацию. Проект приказа МВД о запуске системы в эксплуатацию был опубликован для обще­ственного обсуждения ещё полгода назад, однако месяц назад появилось уведом­ление о начале разработки очередного документа. Вероятно, преды­дущий вариант пришлось пере­делывать в связи с глубокой модерни­зацией самой ЕАИСТО.

Ещё одна проблема: требования к пунктам техосмотра, которые утвердил Минтранс, оказались трудно­выполнимыми на практике. Погрешность в 15 метров при опреде­лении места съёмки соблюсти практически невозможно — ведь пункты ТО находятся не в чистом поле, а окружающие здания, стены и крыша самой станции могут мешать сигналу спутника.

Да и диагностическая линия может быть довольно длинной, особенно если на ней проверяются разные категории транспорта: не только легко­вушки, но и, например, грузовики или автобусы. Поэтому Минтранс обещал смягчить требо­вание о 15-метровой погреш­ности. Но только к сентябрю.

То есть пункты ТО начнут работать по одним правилам, в процессе работы правила изменятся, и операторам придётся вновь тратиться на пере­оснащение? А что будет с теми диагностиче­скими картами, которые операторы выдали до того, как перестали соответ­ствовать требова­ниям Минтранса? Их аннулируют? Вопросов пока больше, чем ответов.

В конце концов, до сих пор не установлены даже тарифы на техосмотр по новым правилам. Впрочем, несмотря на условия неопреде­лённости, операторы готовы работать в соответ­ствии с поправками: ведь им нужно отбивать средства, уже вложенные в модернизацию линий.

Материал по теме: Как изменится техосмотр в 2021 году

Что предлагается изменить

Первыми о необходимости переноса сроков вступления в силу новых правил проведения техосмотра заговорили страховщики. На совещании в Центробанке Россий­ский союз авто­страховщиков предложил регулятору отвязать диагно­стическую карту от полиса ОСАГО хотя бы на время — на полгода-год.

Сейчас карта (свидетельство об успешном прохождении ТО) и полис ОСАГО тесно связаны: без номера диагно­стической карты невозможно оформить «автогражданку».

К тому же подобная схема уже существовала, причём совсем недавно — из-за пандемии, когда пункты ТО были закрыты. Чтобы не оставить авто­владельцев без средств пере­движения, было принято решение продавать полисы без диагно­стической карты. С оговоркой: осмотр всё равно надо было пройти после снятия ограничений.

Партия «Справедливая Россия» пошла ещё дальше и заявила о подготовке законо­проекта, который вообще освободит от прохож­дения техосмотра легковые автомо­били, за исключе­нием такси и служебных машин. Об этом в своём Telegram-канале заявил лидер фракции Сергей Миронов. «Так называемая реформа ТО не имеет никакого отношения к безопасности дорожного движения и никому не нужна, кроме узкого круга выгодо­приобрета­телей», — считает Сергей Миронов.

Он пояснил, что доводы о необходимости введения новой системы несостоя­тельны в связи с тем, что «сегодня 80 процентов диагно­стических карт покупается без реального осмотра». Реформа, по его мнению, ничего не изменит, а только увеличит стоимость процедуры и, соответ­ственно, расходы автомобилистов.

Однако, даже если такой законопроект будет разработан, в остав­шиеся сроки принять его никак не успеют. Но, как считает Сергей Миронов, у правитель­ства есть шанс выйти из сложив­шегося положения, отложив старт реформы.

Что об этом думают страховщики?

Как рассказал заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов, было проведено анкетиро­вание операторов техосмотра: всего их в реестре более пяти тысяч. Их спрашивали о готов­ности работать по новым правилам и соответ­ствии пунктов ТО новым требо­ваниям. Ответы были получены только от 2,5 тысячи операторов, поэтому в РСА попросту не знают, планируют ли остальные компании продолжить работу.

Согласно новым требованиям, обеспечен­ность каждого региона операторами техосмотра – задача местных властей. Поэтому РСА разослал ещё и обращения к губер­наторам с просьбой проверить обеспе­ченность пунктами техосмотра их регионов. Ответов пока нет.

«РСА обеспокоен складывающейся ситуацией, пред­видит затруд­нения для водителей с прохожде­нием ТО при нехватке операторов, отвеча­ющих новым требованиям закона, — поделился опасениями президент РСА Игорь Юргенс. — В ходе встречи в Центробанке авто­страховщики пред­ложили регулятору поддер­жать их инициативу о полной отвязке диагно­стических карт от полисов авто­гражданки при оформ­лении договора ОСАГО, чтобы избежать возможной дестабили­зации своего сегмента».

Если возникнут очереди на пунктах ТО или сложности с оформле­нием диагно­стических карт, то авто­владельцы попросту не смогут приобрести полис ОСАГО. В такой ситуации велика вероят­ность, что многие предпочтут ездить вообще без полисов. А это больно ударит не только по страховщикам, но и по авто­владельцам, которые попадут в ДТП по вине незастрахо­ванных: как в таком случае возмещать ущерб, не совсем понятно.

Что думают операторы ТО?

Как рассказал генеральный директор одного из операторов в Волгограде Александр Сердюков, отвязывать техосмотр от полиса сейчас нельзя, а понимание, хватит ли пунктов ТО или нет, появится только после запуска новой системы. В субъектах проводятся совещания ГИБДД с операторами, и, например, в Волгограде пунктов вроде бы хватает.

При этом все операторы сходятся на том, что отвязка, которую предлагают страховщики, станет могильным камнем на всей отрасли техосмотра. В ожидании реформы, чтобы соответ­ствовать новым требова­ниям и правилам, операторы вложились в оборудо­вание, а также модерни­зацию помещений, смотровых ям и даже ворот. Все эти вложения надо компен­сировать. А при отвязке диагно­стических карт от полисов стимула у автомо­билистов пройти ТО попросту не будет. 

Почему? Потому что возможность выписывать штраф с помощью камер за отсут­ствие техосмотра появится только с 1 марта следующего года. А значит, на пункты ТО приедут только автобусы, диагно­стировать которые будут в присут­ствии сотрудников ГИБДД.

При отсутствии заработка операторы начнут банкротиться, и к 1 марта следующего года проводить ТО любого транспорта, за исключе­нием автобусов, будет уже некому. Наконец, операторы уверены, что передавать функции техниче­ского осмотра автомо­билей станциям технического обслужи­вания нельзя.

«Не все работы проводятся в дилерских сервисах, — говорит Александр Сердюков. — Как только гарантия заканчи­вается, авто­владельцы предпочитают ремонтировать машины сами или в гараже "у дяди Васи". К тому же средний возраст автопарка в стране превышает 14 лет. То есть возраст, когда за машиной нужен регулярный контроль. Но мало кто даже перед тем, как сесть за руль, проверит состояние автомобиля, хотя эта обязан­ность прописана в правилах дорожного движения. Дилеры тоже экономят на материалах. Поэтому за ними должен быть контроль.

У нас вид деятельности "ремонт транспортных средств" не лицензи­руется. К нам приезжали люди после таких дилеров, и мы выявляли неисправ­ность тормозной системы. В той же Германии люди обслужи­ваются в зареги­стриро­ванных компаниях, и у них есть обязатель­ное ТО».

Что об этом думают власти?

В Госавтоинспекции напомнили, что вопрос об отмене техосмотра для легковых авто­мобилей физических лиц поднимается регулярно. Но отменить его невозможно, потому что это требо­вание Венской конвенции о дорожном движении, подписантом которой является Россия.

Однако в Конвенции говорится, что «в национальном законодатель­стве должно быть предписано проведение периоди­ческих технических осмотров:

  • автомобилей, используемых для перевозки пассажиров и имеющих, помимо сиденья водителя, более 8 мест для сидения;

  • автомобилей, используемых для перевозки грузов, разрешённая максимальная масса которых превышает 3500 кг, а также прицепов к таким транс­портным средствам.

Национальное законодательство должно, по возможности, распро­странять положения пункта 2 на другие категории транспортных средств».

То есть это рекомендательная, а не обязательная норма. При этом прави­тельство два года назад уже давало отрицатель­ный отзыв на предло­жение по отвязке диагно­стических карт от страховки. Центробанк никаких конкретных решений по этому поводу пока не предпринимал.

Источник новости : auto.ru


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить