« НазадОт ГАЗа до Citroen. Все автомобили Юрия Гагарина. 12.05.2016 05:00овно 55 лет назад всеми любимый Юрий Гагарин первым полетел в космос. Земным увлечением летчика всегда были автомобили. Космонавт любил ездить быстро и однажды даже стал виновником аварии. «Когда выехали на трассу, за окошком все замелькало. Гагарин ездил быстро, но не лихачил – выдерживал скорость, гарантирующую, так сказать, безопасность движения. И перед каждым постом ГАИ притормаживал - стыдился, когда его останавливали за превышение скорости. Хотя гаишники хорошо знали его иномарку и всегда приветствовали знаменитого водителя», – вспоминал в интервью изданию «Факты и комментарии» Юрий Ельченко, министр культуры Украины в 1960-х, а позже первый секретарь Киевского горкома партии и секретарь ЦК КПСС. В честь памятной годовщины Autonews.ru вспоминает все автомобили легендарного космонавта. ГАЗ-69Сразу же после полета в космос Гагарину вручили его первый автомобиль – внедорожник ГАЗ-69. Поскольку у космонавта не было водительского удостоверения, то к автомобилю приставили и персонального водителя. Возил героя СССР вовсе не сотрудник гаража специального назначения, хотя такие истории ходили, а обычный сержант из авиачасти. Буквально в тот же день, когда Гагарин получил персональный ГАЗ-69, ему сообщили, что личная «Волга» и служебная «Чайка» для него уже одобрены, но нужно немного подождать. За это время Гагарин как раз и получил права.ГАЗ-21Через пару месяцев после возвращения на Землю Гагарин идет в ГАИ – сдавать экзамен на права. Получив заветную корочку, космонавт тут же обзавелся и первым автомобилем – черной «Волгой» ГАЗ-21. Причем до сих пор неизвестно, каким образом седан с номерами «78-78 МОД» оказался у Гагарина. По одной из версий, машину он приобрел сам за полученную премию в размере 15 тыс. рублей. По другим данным, Леонид Ильич Брежнев лично презентовал космонавту автомобиль, оценив высокие достижения перед Союзом. «Двадцать первая» была из спецпартии – ее отличал более качественный салон с индивидуальной отделкой и дополнительные хромированные детали снаружи. Этот автомобиль до сих пор стоит в музее космонавтики в Москве. Часто Гагарина видели и на другой «Волге» - бежевого цвета с номерами «12-04 юаг» (12 апреля, Юрий Алексеевич Гагарин). Однако о судьбе этого автомобиля ничего неизвестно.Matra DjetMatra Djet, выпускаемый аэрокосмической корпорацией Matra, стал первым серийным среднемоторным спорткаром и отличался довольно передовой для 1860-х конструкцией: хребтовая рама, независимая подвеска, дисковые тормоза и композитный кузов. Двигатель развивал всего 65, в позже 90 л.с., но легкой машине этого было вполне достаточно. Matra Djet V приглянулась Гагарину на авиасалоне в Ле-Бурже и позже в 1965 г. была подарена ему в СССР. Однако он ездил на машине достаточно редко, прежде всего из-за того, что она была слишком заметной.ЗИЛ-111Юрий Гагарин в первый месяц после приземления присутствовал на многих официальных встречах. И всюду его возили на шикарном советском лимузине ЗИЛ-111В. Внешне автомобиль был очень похож на «Чайку», но все же отличался от нее технически и имел складной верх. На парады Гагарина привозили именно на этом автомобиле серо-голубого цвета. В те годы ЗИЛ-111 и его модификации все еще был новинкой отечественного автопрома – производство модели запустили в 1959 г., однако сборка была настолько мелкосерийной, что за восемь лет собрали всего 112 таких машин.Rolls-Royce Silver CloudЗа два года Гагарин посетил три десятка стран. В Польше он махал рукой из открытого Chevrolet, в ходе визита на Кубу – из Oldsmobile. Великобритания встретила космонавта по-королевском: из аэропорта «Хитроу» его вез роскошный кабриолет Rolls-Royce Silver Cloud Drophead с кузовом работы ателье Mulliner. На машину в честь космонавта повесили номерной знак YG-1. Злые языки утверждают, что табличку позаимствовали у певицы Яны Гард. Позже Гагарин пересел на чуть менее роскошный Bentley S2.Pontiac TempestВ автомобильном музее в Зеленогорске хранится красный Pontiac Tempest, который якобы был подарен Гагарину во время его визита в США, хотя первый космонавт там не был. По легенде, машина позже принадлежала механику Гагарина, который установил на него авиационные приборы. Tempest первого поколения (1961-1963 гг.), к конструированию которого приложил руку легендарный Джон ДеЛориан, был необычным автомобилем с трансмиссией, отнесенной к задним колесам ради лучшей развесовки.Citroen DS19Еще один загадочный автомобиль Юрия Гагарина – Citroen DS19. Сохранилось фото, на котором космонавт изображен за рулем этой машины. По легенде, машина была подарком от Шарля де Голля. Переднеприводный «француз», представленный в 1955 г., выглядел футуристично и был необычен в техническом плане, чего стоила только гидропневматическая подвеска. Машину упоминает Юрий Ельченко: «На следующий день Юрий Алексеевич подъехал в условленное время к зданию ЦК ВЛКСМ на подаренном иностранными поклонниками спортивном «Ситроене». Я в нем не сидел, а полулежал». Хотя возможно, Ельченко перепутал Matra с Citroen.Евгений Багдасаров Новости, blog.hemmings.com, apimages.com, Redenas/drive2.ru |